Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • Россия, Уфа, Кольцевая 103
  • (347) 264 70 55
  • detskiydom9@yandex.ru

Сведения

Дополнительная общеобразовательная программа подготовки к самостоятельному проживанию воспитанников и выпускников ГБОУ Детский дом №9 г.Уфы Республики Башкортостан «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа подготовки к самостоятельному проживанию воспитанников, выпускников ГБОУ детский дом № 9 г. Уфы Республики Башкортостан разработана  с учетом Республиканской программы по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов, детей из замещающих семей, лиц из их числа на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21.12.2010 г. N 498. 

Направленность программы: направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики»

Новизна: новизна дополнительной образовательной программы основана на комплексном подходе к подготовке воспитанника, умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию решений, умеющего эффективно взаимодействовать с обществом.

Актуальность: Подготовка  детей-сирот и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей, к  самостоятельной  жизни всегда  была острой  государственной  проблемой.

Ежегодно около 200 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Башкортостан, начинают самостоятельную жизнь. Важный аспект адаптации ребенка-сироты в обществе — уровень его подготовки к самостоятельной жизни, а именно бытовая и социальная адаптация. Для российских детей, выросших в интернатах и детских домах это важнейшая жизненная проблема. Государственная опека не развивает навык самообеспечения, умение позиционировать себя в обществе и устанавливать контакты с новыми людьми. Вследствие этого, выпускники зачастую испытывают большие трудности в устройстве на работу, получении жилья, обустройстве быта, не могут самостоятельно отстаивать свои юридические права.

Одна из самых острых проблем — жилье. Право на жилье реализуют только около 60% выпускников. Молодые люди, получив квартиру, часто становятся жертвами недобросовестных сделок, в результате которых оказываются выдворенными на улицу предприимчивыми обманщиками.

Большинство выпускников совершенно не умеют решать элементарные бытовые вопросы — их никто не научил, как приготовить пищу, выбрать одежду, вызвать мастера починить протекающий кран и так далее, и так далее. Получив по выходе из детского дома стипендию, ребята уже через два дня могут оказаться совершенно без денег. Почти 100% выпускников не платят квартплату за предоставленную жилплощадь.

Профессиональная подготовка воспитанников недостаточна. Практически отсутствует профориентация. Никто не ориентирует ребят на развитие в профессиональном плане, карьерные достижения. Свыше 60% выпускников сиротских учреждений направляются в профессиональные училища. Более 20% — в учреждения среднего профессионального образования и только 4% поступает в вузы.

Важный аспект адаптации ребенка-сироты в обществе — социальная адаптация. Невольная изолированность бывших детдомовцев и воспитанников интернатов, с рождения находившихся в закрытом обществе, где не надо было общаться с новыми людьми, проявлять сдержанность и терпимость ко всему необычному, не учит позиционированию себя в обществе, общению с новыми людьми. Неумение сдерживать свое раздражение, конфликтность отдаляют их от сверстников и делают еще более озлобленными и беспомощными.

В системе интерната у сирот формируется пассивная иждивенческая позиция, они стараются «выжать» максимум из своего статуса. Воспитанники сиротских учреждений знают свои права, а об обязанностях осведомлены плохо.

Дополнительная образовательная программа «Мир, в котором я живу» является актуальной в современных условиях для воспитанников и выпускников детского дома.

Педагогическая целесообразность: С каждым годом актуализируется целесообразность создания и апробации эффективных форм поддержки воспитанников интернатных учреждений, ввиду того, что индивидуально-психологические особенности детей и условия проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяют возникновение факторов, затрудняющих их социализацию и адаптацию к жизни в обществе.

К  таким факторам можно отнести:

- отсутствие значимого взрослого, к которому формируется привязанность, частая смена воспитателей и учреждений;

- отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии у большинства воспитанников; число детей-сирот с отклонениями в развитии, по данным разных источников, составляет 70-80 %, причем чаще всего это - задержка психического развития.

- ограничение контактов воспитанников с более широкой социальной действительностью, так как учреждения интернатного типа находятся в некоторой изолированности и отстраненности от реальной жизни, в результате у воспитанников формируется недоверие и боязнь внешнего мира;

- проживание в больших коллективах, необходимость адаптироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению и тревожности у детей, усиливающие агрессию;

- "принудительный" характер общения со сверстниками, возникает феномен вынужденной любви и дружбы;

- вынужденная ориентация на официально принятые нормы, которые нередко носят условно-атрибутивный характер, категоричны или односторонни;

- регламентация жизнедеятельности ребенка, ограничение личностного выбора, приводящие к формированию низкого уровня самостоятельности и инициативности, затрудняющие саморегуляцию личности, развитие внутреннего самоконтроля;

- невозможность переживания широкого репертуара социальных ролей, дефицит моделей и образцов социального поведения для подражания и усвоения, что вызывает затруднения в усвоении и воспроизводстве социального опыта;

- стихийное формирование детдомовского «мы» в условиях жизни без родительского попечительства. Дети делят мир на «свои» и «они». От «чужих» они все вместе готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим» и «своим», детдомовцам.

Проблемы в социализации детей, воспитывающихся в учреждениях, наиболее ярко проявляются у выпускников.

В результате социально-психологический статус выпускников характеризуется: позицией иждивенчества, непониманием материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах; наличием рентных установок, использование своих льгот во вред социальному развитию. Воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой», то есть надеяться на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не могут опираться на собственные внутренние ресурсы; завышенной или слишком заниженной самооценкой; неадекватностью уровня притязаний; низким уровнем социальной компетентности, которую во многом определяет уровень развития социальных навыков и умение их использовать адекватно в той или иной жизненной ситуации; инфантилизмом, замедленным самоопределением, незнанием и неприятием самого себя как личности, неспособностью к сознательному выбору своей судьбы, сниженным уровнем собственной активности; перегруженностью отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения - без достаточного противовеса положительных ценностей и образцов успеха, готовностью принимать асоциальные формы поведения; повышенной внушаемостью, повышенным уровнем виктимности (высокая вероятность стать жертвой насилия, шантажа, обмана, жестокости); рецептивными ориентациями в поведении (стремление молодого человека найти себе советчика, на которого можно было бы переложить принятие  решения).

Помимо таких факторов, как наследственность и ситуации развития, которые определяют особенности развития любого ребенка, есть третий  фактор -  внутренняя позиция самого растущего человека.

В детском доме воспитанник находится в условиях психологического  капсулирования. Вступление в самостоятельную жизнь, столкновение с негативным к себе отношением часто приводит к тому, что внутренняя позиция выпускника становится отчужденной ко всему социуму и перерастает в отчужденную позицию «один - против всех».

Нахождение ребенка в детском доме на полном государственном обеспечении гарантируют единую для всех внешнюю защищенность, но не мотивирует необходимость осознания своих прав, а обязанности, выполняемые по принуждению, не связаны с правами. В постинтернатный период права неразрывно связаны с обязанностями, но выпускники не готовы к этой ответственности в своем поведении.

Таким образом, педагогическая целесообразность состоит в том, что даже при относительно благоприятном прогнозе выпускники интерната нуждаются в подготовке, в рамках программы в форме теоретических и практических занятий на базе детского дома.

Цель Программы: подготовка выпускников  детских  домов  и лиц, оставшихся  без  попечения  родителей к самостоятельной  жизни, направленное на личностное и профессиональное самоопределение, приобретение правовых, социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических знаний и жизненных навыков для полноценного развития, жизнеустройства и адаптации в обществе.

Задачи Программы:

  • формирование у воспитанников и выпускников готовности к выполнению социальной роли гражданина, способного решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей (члена коллектива, миротворца, семьянина, гражданина, потребителя);
  • формирование у воспитанников и выпускников культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; навыков сохранения собственного здоровья;
  • профориентация воспитанников и выпускников, способствующих дальнейшему получению ими конкурентоспособных на региональном рынке труда профессий и их последующему трудоустройству;
  • содействие воспитанникам и выпускникам в определении жизненных планов на этапе выхода в самостоятельную жизнь и первичной адаптации к новым условиям;
  • развитие у воспитанников и выпускников способности владения навыками социального взаимодействия и толерантного общения;
  • формирование у воспитанников и выпускников внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного);
  • психолого-педагогическая поддержка полноценного личностного развития воспитанников и выпускников;

 

 

 

ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ

 

Вид учебной работы

Объем часов

1 год

2 год

3 год

всего

Максимальная учебная нагрузка (всего)

216

216

216

648

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

144

144

144

432

в том числе:

 

 

 

 

     аудиторные занятия

58

56

38

152

     практические занятия

86

88

106

280

     мониторинг

4

4

4

12

     назначение наставника

 

 

 

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

72

72

72

216

в том числе:

 

 

 

 

     самостоятельная работа над домашним заданием

 

 

 

 

     подготовка проектов, презентаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая аттестация в форме зачета

 

Условия реализации программы: программа предназначена для воспитанников детского дома в возрасте 13-16 лет, наполняемость групп: 6 – 8 человек, состав групп: разновозрастные.

Срок реализации и объем программы: программа состоит из 12 разделов, рассчитана на 3 года, 436 часа:

1 год – 144 ч.,

2 год – 144 ч.,

3 год – 144 ч.,

итоговая аттестация – 4 часа.

Формы и режим занятий. Организация деятельности обучающихся в форме индивидуальных, групповых занятий (теоретические, практические, диагностические, тренинговые занятия) с использованием словесных, наглядных, игровых, практических методов работы.

Продолжительность занятий –  академический час (45 мин.); количество занятий в неделю – 2.

 

Планируемые результаты реализации программы:

 

1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе. В результате реализации программы выпускник должен:

- владеть навыками общения со старшими, сверстниками и младшими.

- уметь осуществлять совместную деятельность в коллективе, в том числе трудовом.

- соблюдать культуру поведения в общественных местах, уметь правильно вести себя в различных ситуациях.

- иметь психоэмоциональную устойчивость, адекватность восприятия не предвиденных ситуаций, способность к саморегуляции.

- знать свое тело, уметь ухаживать за ним, иметь навыки самообслуживания.

- владеть навыками оказания первой медицинской помощи.

- уметь вести домашнее хозяйство.

- следить за своей внешностью, соблюдает аккуратность, опрятность. Уметь создать свой стиль в одежде.

- иметь знания по уходу за детьми, уметь строить и планировать семейную жизнь.

- сформировать профессиональные интересы. Ориентироваться на определенный вид профессии, иметь цель в жизни.

-  являться законопослушным гражданином РФ, иметь знания о своих правах и обязанностях.

2. Профессиональная самореализация выпускников детского дома.

3. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.

4. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.

5. Решение проблемы социальной адаптации в обществе, предупреждение правонарушений воспитанников и выпускников.

Способы определения результативности: педагогическое наблюдение, беседа, анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, активности обучающихся на занятиях; игры, конкурсы, мониторинг сформированности умений и навыков, ведение дневника «Книга жизни».

 

Контроль и учёт успеваемости:

 

Виды контроля – промежуточный, итоговый.

Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы.